1.
Туркмения сороковых годов - это пустыни. тополиные рощицы, вой шакалов ночами, слепящая голубизна небесного шатра, необычные красочные длинные до пят платья женщин, головные уборы смесь русских кокошников с индийскими или цыганскими шапочками с висящими надо лбом монистами металических кругляшек. Аромат саксаула, которым топили печи и запах пыли - сладкий аромат Туркмении.
- Евдокия, и где ты собираешься здесь петь? Оперный театр разве что в Душанбе есть, в чем я сомневаюсь.
- Буду петь ансамблем с шакалами, наверное, - пошутила женщина с тончайшей талией и высокой полной грудью - красавица! Она накрывала на стол обед, состоящей из наваристого бульона на баранине и ромбиков тонко раскатанного теста и десерта из сухих фруктов алычи, абрикосов, яблок и изюма, которые нужно было запивать айраном - кислым молоком, приправленным травами и разбавленным холодной водой.
- Думаю шакалы разбегутся, а люди соберутся. Твоё меццо-сопрано под этим небом и эхом пустыни - невероятное приключение для всего живого здесь.
- Давай попробуем, - проговорила женщина и выйдя за уличную дверь на улицу, запела чистым сильно голосом арию Кармен: «У любви как у пташки крылья».
Особенности оперного пения - особенная полётность звука, резонанс от глинобитных домиков из самана - кирпичей из глины и соломы, вызвало особенное состояние восторженности в глазах мужчины. Женщина провернулась вокруг себя движением цыганки Кармен и склонилась в низом поклоне - присесте как перед зрительным залом.
- Ну что я могу сделать, Дуня, переедем как только сможем туда, где есть оперный театр.
2.
Прошли годы и принесли изменения не только в жизнь семьи, но в жизнь и их сына. Консерватория по специальности «оперное пение» вдруг принесла неожиданные открытия. В начале то, что люди имеют разные характеры, и эта разность проступает в их поступках. Потом, что эти поступки, несмотря на их типичность, выявляют то глубокий ум, то глупость - так практическое узнавание типов людей среди персонажей опер - вдруг сформировало понимание того, что есть какие-то ступени в усложнении психики человека к лучшему и что имея малое в себе можно самому развивать в себе иное и большее, более совершенное.
- Владимир, Вы трактуете образ Кончака в опере Бородина, как добрейшего существа, - говорил профессор Остров, но это - неверно. Да, Кончак заявляет "ты - не пленник мой, а гость дорогой и и я уважаю тебя", но Игорь - пленник, хитрость Кончака в этом заявлении, а не благородство - ценить мужество врага.
Владимир спел Кончака, спел князя Игоря, его голос позволял найти оттенки для каждого образа, но в ходе создания этих образов он понял суть: человек может рассматривать и понимать особенности другого человека и может сам себя строить таким как выбрал, каким быть самому.
- Выдумываешь ты философствуешь - шире, чем брюки позволяют - не шагнёшь, - увещевал его тенор Симонов, хороший тенор - Ленского пел «Куда, куда вы удалились», а после С. Лемешева, петь эту арию считалось бесстыдством - Лемешев создал совершенство.Хотя позже итальянец Арнольдо Вилазон и испанец Плачидо Доминго спели арию Ленского по-новому и тоже совершенно.
- Каждый выбирает жизнь по-своему: один соизмеряет свои возможности развития жизни с шириной шага брюк, другой с потребностями своей души.
- Ну да. Конечно, тебе нравится партия Кармен, я знаю, но ты её не споёшь, «бо ты мужчина».
- Ограничения развития себя себя нового есть, я знаю, но в октаве семь нот - не меньше и в возможностях человека становиться лучше, чем вчера. У японцев есть поговорка: не сравнивай себя с другими. думай о том. лучше ли ты сегодня, чем вчера.
- Умные японцы, ничего не скажешь, и что это им дало? Бомбы американцы свалили на них, а не в другое место…
- А что за единицы измерения человека и человечества у тебя? То брюки, то бомбы…