Научная статья
23.05.2023 г.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ \СВОЙСТВО ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА\
И ВЛИЯНИЕ НА ЕЁ ФОРМИРОВАНИЕ ВАВИЛОНСКОГО СТОЛПОТВОРЕНИЯ

В.А. Болдышева – кандидат психологических наук
А.В. Иванов – кандидат психологических наук
Г.А. Иванов
Даниил Коржов
Эпиграф: «В этом смысл всего того, что когда-либо было в прошлом; того, что это прошлое не остается мертвым грузом, но возвращается к нам, чудесным образом глубоко в нас воплощаясь». Р. М. Рильке

1.


Примечательно, что проблему единства конкретного и абстрактного в деятельности индивида и в общественном труде раскрывает библейский сюжет о вавилонском грехопадении. «Попытаемся вникнуть в вавилонский эпизод Библии, - пишет Иван Мардов в статье «Вавилонское грехопадение» в журнале «Наука и религия» (5)
- Вот сделанный автором (на свой страх и риск) дословный перевод стихов 5-9 главы 11 первой книги Пятикнижия ─ "Бытие". "И была вся земля язык и слова одни. Двинувшись с востока, они нашли себе долину в стране Шенар и там осели. И сказал каждый ближнему своему: давайте вместе обжигать кирпичи и будем жечь их для сожжения. И стал им кирпич камнем, смола стала им глиной. И сказали: давайте построим себе город и великую башню (возвеличивание), и глава его на небе, и сделаем себе имя, чтобы не расселяться по лицу всей земли. И спустился Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны Адама. Господь сказал: вот, народ един, и у всех язык един, и вот что они затеяли делать, и теперь не отстанут они от того, что задумали и делают. Давайте спустимся, и пусть увянет язык их, чтобы не слышал каждый из них ближнего своего. И рассеял их оттуда по лицу всей земли: и прекратили строить город. И потому имя места ─ Вавилон, ибо там Бог подмешал язык всей земли. (...)

В русском синодальном переводе Библии сказано, что люди, строя башню, желали сделать себе имя, "прежде нежели" они рассеются по земле. На иврите звучит иначе: не "прежде нежели", а "чтобы не расселяться"... Но ведь Бог повелел потомству Hoя наполнять землю. Что же, люди не пожелали расселяться? Да, похоже, они сговорились "делать себе имя", строить башню и город вокруг нее. Это ли не ослушание? Более того, это бунт. Расселяясь по Земле, люди должны были наполнить ее собою, работать на ней, включать человеческое в общеприродное и общеприродное в человеческое. Вавилонские же строители не пожелали выполнять это повеление Бога. Они специально искали и нашли особое пустынное место, где не было природного материала для строительства, где возможно было строить только искусственными методами, с помощью кирпичей и цементирующей смолы. Вавилонские градостроители вообще не желали жить в Природе. Собственно, они и положили начало нашей цивилизации. Их деятельность была внеприродной и принципиально самоценной. Это деятельность ради деятельности, воздвигание для воздвигания, нескончаемое строительство башни до небес. Даже кирпичи люди эти делали не столько для башни: "будем жечь их для сожжения". Обманная, искусственная деятельность на пустом месте. (...) Если допустить, что сам Бог наказал человечество злом Истории за преступление вавилонского поколения, то надо ясно сказать, за что такое наказание, за что все это неисчислимое горе, накопившееся с тех времен во всеобщей истории народов. Так наказать за ослушание? Нет, здесь что-то совсем иное». (5)

«Делать себе имя строительством башни», утверждать себя как разделенное (дифференцированное) с организацией (интегралом) всего существования на планете - знаменательная перестройка - дезинтеграция планетарной системы Отражения-бытия. «Делать себе имя» - означает самоопределиться. Выделиться из существующих взаимосвязей в отдельное новое, выбранное в вавилонском грехопадении с качествами дезинтеграции и с Богом (как с Жизнью - «я есть путь истина и жизнь» - определение из Евангелия), и с природой - перестать быть их взаимодействующей частью, которой люди должны были быть для сохранения и развития их жизни-бытия-Отражения.
Закономерным является такое изменение систем Отражения - психики людей как следствия нарушения интеграционных основ функциональной структуры деятельности индивида и интегрируемого на их основе общественного труда, описанного в эпизоде строительства вавилонской башни, такое изменение социальной системы Отражения, что закономерно должно было начаться деструктурирование, дезинтеграция социальной жизни, и оно зафиксировано в Библии в другой книге - «Второзаконие»: «И истребишь все народы, которые Господь, Бог твой, дал тебе... И предаст царей их в руки твои, и истребишь имя их из поднебесной; не устоит никто против тебя, доколе не искоренишь их» (Второзаконие, VII, 6, 16, 24)

Знаменательно, что вавилонское грехопадение описано в первой книге Пятикнижия - "Бытие", а уже измененная этика на основе-структуре которой осуществляется дальнейшее изменение социального Отражение (цитата выше) содержится во «Второзаконие». - То есть второй закон является следствием измененного вектора движения Отражения, и он нормирует дезинтеграцию. Позже еще раз в Библии будет упоминание о перемене Закона в сказанном Иисусом Христом - «Не отменить Закон пришел я, но дать вам новый». В научном исследовании заповедей Иисуса Христа абсолютно определенно раскрывается задача восстановления интеграционных характеристик в психике людей.

Но подчеркнем кажущееся противоречие: как в Библии - в слове Божьем могло быть отражено как минимум три закона - 2 интегративных и 1 дезинтегративный? (Может быть больше?)
Слово Божие воспринимают и передают в соответствии с религиозной традицией понимания этого процесса - пророки, люди. Как следует из раскрытия уровней организации планетарной системы Отражения - высшим уровнем управления данной системой является идейно-лого-смысловой уровень организации системы планетарного Отражения. Интеграция или присутствие идейно-лого-смыслового уровня в пространстве-времени индивидов осуществляется путем, который мало изучен, но практикуют его многие в частности в трансцендентальной медитации, в молитвах религиозных послушников, в эзотерических практиках. Но этот же путь интеграции с идейно-лого-смысловым уровнем организации планетарного Отражения проходят светские мыслители, ученые, писатели, называя этот путь - творчеством, духовной жизнью, озарением.


2.

Эти взаимодействия индивидов с идейно-лого-смысловым уровнем организации планетарной системы Отражения многими людьми осуществляются стихийно, без знания закономерностей дифференциации векторов-путей движения Отражения и проистекающей из этого возможности взаимодействия с противоположным Жизни как цели Отражения типом цели - разрушение.

Отражение - это только механизм движения достижения цели, а цель задаётся идейно-смысловым выбором, способных к логическому мышлению - выбору логосов.

Кратко говоря, интеграция идейно-лого-смыслового выбора человеческими сообществами осуществляется в соответствии или в противоречии с идейно-лого-смысловым уровнем организации планетарной системы Отражения.

Идейно-лого-смысловой уровень организации системы планетарного Отражения формируется в соответствии с закономерностями Отражения, а следовательно в нем интегрированы максимальные параметры первичных качеств, усиленные всеми этапами взаимодействующих преобразований. Поэтому Бог как максимальная целостность системы бытия имеет максимально, предельно выраженные свойства Создателя жизни и совершенства в ней, а его полный антипод \как противоположная цель целому - деление на части\ имеет свойства полного разрушителя всего - создателя небытия.
Примечательно, что закономерностью, отображенной в Общей теории отражения является связанная последовательность циклов дифференциации и последующей интеграции по цели движения Отражения - смерть или Жизнь в каждом кванте преобразований в Отражении.

А поскольку цель формируется идейным единством человечества с целью бытия, то созидание или разрушение - выбор коллективного сознания. Наличие коллективного сознания отрицается современной психологией. Но объективные процессы идейного единства имеют место быть и отсутствие исследований этой сферы - не основание утверждать, что её нет.

И в религии обозначено, что антипод Бога был единым с ним при рождении, а затем приобрел (дифференциация противоположностей) свой противоположный (дезинтеграционный) путь. Когда Иисус Христос заповедует «Я есть путь, истина и жизнь» - точно нормируя движение по пути победы над дезинтеграцией через изменение этики \правил взаимоотношений людей как основы информационно-материальных функциональных структур людей - этической направленности поведенческой деятельности, начало которой в психике \функция\ и в нейро-физиологии \структура\ - Христос осуществляет восстановление жизнеспособности людей и целостного бытия через людей (поэтому ничего не говорится о мире растений, животных, о физико-химических реалиях бытия), потому что все преобразования между идейно-лого-смысловым уровнем организации системы планетарного Отражения и физико-химическим материальным его уровнем интегрируются через человечество - социальное Отражение.

Восстановить основы жизнеспособности человечества означает восстановить вектор развития всего бытия планеты.

Сказанное позволяет как минимум сделать вывод о том, что знание об Отражении и о его глубинных и потому тайных закономерностях имеет начало в самых древних пластах существования человечества.

Поэтому так важно повествование о Вавилонском столпотворении и его исследование, что все последующие фазы формирования людей и цивилизационных накоплений человечества будут соответствовать афористичной констатации важной закономерности Отражения - «Что посеяли, то жнут».

Изучение этой закономерности Отражения приводит к выводу, что идейно-лого-смысловой уровень будет интегрировать накопления по векторам движения Отражения - смерть или Жизнь, и «подавать» информацию в качественных характеристиках тех, кто спрашивает, интегрируя и, следовательно, усиливая качества спрашивающего. Как говорится, «просите и дано будет вам», только многими не понято, что запрос делается не только словами человека, но всем качественным составом его индивидуальной системы Отражения.

Поэтому, если произошло описанное в первой книге Пятикнижия "Бытие" изменение конструкции психики после потопа каких-то групп людей в вавилонском столпотворении, то этика «Второзакония» - это усиленное Отражение их произошедшей дезинтеграции (дезинтеграция - распад, разделение на части целостной структуры, ослабление, нарушение связей в единой системе) (17). А во взаимосвязях государств и людей эти дезинтеграционные свойства в Отражении эволюционируют, развиваются, нормируют общественный труд и уничтожение среды выживания, поскольку нарушенные взаимосвязи не позволяют развиваться в Отражении интеграции конкретного и абстрактного как механизма развития Отражения.

Развитие дезинтеграции конкретного и абстрактного предопределяет изменение структур нормирования цели и способов (смыслов) общественного труда и деятельности индивидов, предопределяет соответствующий вид и тип - общественного опыта, нравственности, морали, этики, которые на всех этапах развития дезинтеграционных свойств содержали, содержат и будут содержать как основоорганизующее качество их интегралов - саморазрушение жизни. И именно эти свойства присутствуют посредством дезинтеграционных типов нормирования взаимодействий в структурах функциональных подсистем Отражения индивидов - деятельности и в организации функциональных подсистем действии в общественном труде в социальном Отражении, и эти же дизинтеграционные процессы осуществляются в среде жизни, в природе - катастрофы, кризисы, катаклизмы есть следствие этих процессов в Бытии как системе отражения.

Пока не будет перестроен состав функциональных систем деятельности новых поколений на основе интеграции конкретного и абстрактного в образовательных процессах для новых поколений людей. Что может быть осуществлено в организации образовательных процессов новых поколений людей на основе предлагаемого нами контекстно-деятельностного подхода.

Инновационная технология «Контекстно-деятельностный подход к организации процессов образования», разработанная нами на основе прикладной теории - «Контекстно-деятельностный подход к организации процессов образований как социальное управление Отражением» - актуальное решение жизненно важной задачи.

Не Бог наказал людей страданиями.
«Наказание», страдания, укорочение жизни, разрушение природы - стало следствием отсутствия социального знания о всеобщности отражения и отсутствия общественного и индивидуального осознания выбора цели как вектора движения Отражения по дезинтеграционным идейно-лого-смысловым парадигмам, что формирует функциональную систему индивидуальных систем Отражения - деятельность с качеством дезинтеграции конкретного и абстрактного, а следовательно, движения по цели саморазрушение жизни И ВСЕГО ЦЕЛОСТНОГО ЕДИНОГО БЫТИЯ.
Хотите быть первым
в курсе новых статей?
Подпишитесь
Made on
Tilda